Газета "Коммерсантъ" №174 от , стр. 1
![]() |
Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ |
Программными документами последних месяцев в РФ задан курс на ускоренное развитие магистральной инфраструктуры: создается комплексный план ее развития
до 2024 года, частный сектор будет обязан финансировать ее за счет
сверхдоходов. Политику возврата средств через тарифную выручку во многом
определяет ФАС.
- Создана указом президента РФ 9 марта 2004 года на основе Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Находится в ведении правительства. Осуществляет контроль и надзор в сфере законодательства о конкуренции на рынках товаров и финансовых услуг (в частности, согласует сделки в области M&A), о естественных монополиях, о рекламе, о размещении заказов. Имеет право применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, возбуждать дела по фактам нарушения антимонопольного и рекламного законодательства. Предписания ФАС обязательны для исполнения. С 1 января 2015 года службе переданы функции Рособоронзаказа по контролю в сфере гособоронзаказа. Указом президента от 21 июля 2015 года ФАС также получила функции в сфере тарифного регулирования, которые ранее выполняла ликвидированная тогда Федеральная служба по тарифам. У ФАС 84 территориальных подразделения, штат в регионах — 2,3 тыс. человек, центральный аппарат — 1,2 тыс. человек. Руководитель ФАС с момента создания — Игорь Артемьев.
Интервью взяла Наталья Скорлыгина
Глава службы Игорь Артемьев рассказал “Ъ”, как планируется регулировать естественные монополии в ближайшие десять лет.
- В последние годы ФАС активизировала
борьбу с картелями и ежегодно отчитывается о росте числа выявленных
неконкурентных схем. Какая доля этого роста обеспечена чисто увеличением
внимания ФАС?
— Есть очень хорошее выражение — его придумал
мой заместитель Андрей Цариковский: «Чтобы поймать цифровую мышь, надо
сделать цифрового кота». Эти «цифровые мыши», то есть роботы, которые
заключают картельные соглашения, прямо вредоносные компьютерные
программы,— реальность. У нас есть дела и судебные решения. Мы их
поймали. Почему мы их поймали? Потому что мы придумали «цифрового кота».
И сегодня мы в электронном виде наблюдаем за этими рынками и ловим этих
жуликов на уровне электронных взаимодействий, чего еще пять лет назад
невозможно было себе представить. И это, безусловно, первый успех.
Второе — вышли поручения главы государства по активизации борьбы с
картелями. Я еще раз могу повторить: если кто-то хочет сесть в тюрьму —
пусть создает картели. Шутки закончены
- Статистика закупок показывает, что при
росте долей мелких и крупнейших предприятий доля средних устойчиво
сокращается. ФАС это беспокоит?
https://www.kommersant.ru/doc/3751719 https://www.kommersant.ru/doc/3751719
https://www.kommersant.ru/doc/3751719 https://www.kommersant.ru/doc/3751719
— Создание гигантских корпораций, с одной
стороны, несет благо, потому что происходит концентрация средств, и в
мире крупные акционерные общества движут прогресс, концентрируют
инвестиции. Но у нас, к сожалению, на первый план выходит вторая,
негативная сторона. В мире давно нормативно и законодательно следят за
тем, чтобы большие компании были связаны со средним и малым бизнесом в
плане поставок комплектующих, различного рода сервисов, услуг. У нас —
нет. У нас эта огромная компания все делает сама: и убирает, и унитазы
производит, выпускает каждую гайку, держит свои рестораны… Это
разрушительный подход, абсолютное безумие. Правильно — большое дерево с
огромным количеством подлеска. Так устроена природа. Молодые компании
должны подпитывать гигантский ствол огромной корпорации. У нас это —
столб, стоящий в пустыне. А если он стоит в пустыне, то закачается при
первом же ветре. Башни имеют привычку падать.
- Как пятый антимонопольный пакет может
повлиять на деятельность цифровых платформ? Когда он будет готов и какие
рынки и компании он затронет?
— Я думаю, что пакет — прорывное явление. Мы —
второе государство в Европе после Германии, которое уже подготовило
нормативный документ, закон, который отвечает на вопросы цифровизации.
Практически, пятый антимонопольный пакет — это пакет документов по
модернизации антимонопольного законодательства XXI века, где уже
присутствуют big data, социальные сети, интернет и вообще четвертая
промышленная революция. Они настолько быстро видоизменяют весь мир и
отношения между компаниями и государством, что законодательство должно
быть исправлено. И мы его правим, стараясь делать это максимально
быстро.
Уже год мы этот законопроект прорабатываем,
провели очень важные полезные изыскания с Ассоциацией антимонопольных
экспертов, это наша основная юридическая площадка и очень полезный
профессиональный фильтр. Мы почти закончили согласование с ФОИВами, но
есть очень много разногласий, есть беспокойство относительно слишком
широких определений сетевой функции, сетевых правил. Все это мы
стараемся учесть, в том числе замечания компаний, находимся в постоянном
диалоге.
Они опасаются, и мы разделяем их опасения в
этой части и работаем над текстом, чтобы случайно — такой цели не было —
мы не задели действующие системы вроде Mail.ru, «Яндекса» и не
вмешались в их рыночную деятельность, как какой-то специфический
регулятор, который начнет какие-то тарифы устанавливать. Такой цели нет,
мы хотели бы совершенно другого: чтобы видоизменившийся мир нашел
отражение в антимонопольном законодательстве исходя из его общей
традиции. Немного меняется определение доминирующего положения, меняется
некоторый функционал по картельному сговору, потому что уже роботы
заключают картельные сговоры, а не люди, поэтому предъявляются
определенные требования к вредоносным компьютерным программам. Но мы
ограничиваем наши аппетиты только этой зоной. Мы не хотим регулировать
отрасль, мы никак не собираемся регулировать интернет, социальные сети и
все остальное.